Многие фильмы невозможно представить без саундтрека — порой музыка становится неотъемлемой частью картины и едва ли не самостоятельным персонажем. Так, например, если мы слышим песню Селин Дион My heart will go on, то непроизвольно вспоминаем объятия Ди Каприо и Кейт Уинслет в «Титанике», а танцующая под Чака Берри Ума Турман в черном парике — главный символ культового «Криминального чтива».
Но есть картины, которые не нуждаются в музыкальном сопровождении, их саундтрек — дыхание героев, скрип половиц, шуршание утренних газет или треск разгорающегося камина. Рассказываем о фильмах, главная особенность которых — отсутствие закадровой музыки.
# «Мама!»
Даррен Аронофски, 2017
Звуки «Мамы!» Аронофски поглощают с первой секунды. Возможно, именно из-за отсутствия дополнительной звуковой дорожки этот фильм заставляет нас испытать весь спектр эмоций, которые обычно притупляются, если мы отвлекаемся на саундтрек. Музыка в этой картине звучит лишь раз и пугает зрителя не меньше, чем саму героиню, — настолько неожиданной становится сцена вечеринки в гостиной. Однако о бессвязной композиции быстро забываешь: хочется сосредоточиться на других чувствах, которые обостряет этот фильм.
# «Скрытое»
Михаэль Ханеке, 2004
Ханеке — еще тот фантазер, но в то же время во всем придерживается натуральности. Так что если и приукрашивает некоторые сцены музыкальным сопровождением, то мелодия, как правило, ненавязчивая, легкая. Но в «Скрытом» — лишь тишина, которая звучит шепотом, шорохами и страхом: он здесь громче слов. Уютный таун-хаус перестает быть крепостью для Жоржа, Анны и их сына Пьеро, когда загадочный аноним начинает присылать им видеозаписи, из которых следует одно: за ними следят. Наверное, кассеты, завернутые в детские рисунки, могли бы сойти за неудачную шутку одного из дружков Пьеро, если бы совесть успешного телеведущего Жоржа Лорана была чиста. Если бы его прошлое не скрывало давно забытую историю.
# «Старикам тут не место»
Братья Коэны, 2007
«Старикам тут не место» с Хавьером Бардемом в главной роли, лауреат целых четырех «Оскаров», оказался таким же своеобразным криминальным водевилем, какими были «Фарго» и «Большой Лебовски». Сюжет прост до невозможности — обычный работяга находит чемодан с деньгами и решает убежать с ним, надеясь, что ему это сойдет с рук. Естественно, по пятам за ним идет безжалостный киллер, который убивает всех, кто встанет у него на пути. И все это происходит в полной тишине.
# «Забавные игры»
Михаэль Ханеке, 2007
И снова Ханеке, и снова без звука. С первых минут «Забавных игр» мы понимаем, что столкнулись с чем-то совершенно особенным. В фильме не будет берущей за душу и леденящей кровь музыки, здесь не будет крови, зато моральных пыток, впечатляющих гораздо больше, — сколько угодно. В свой загородный дом на живописном озере приезжают муж, жена и их десятилетний сын. К ним стучатся два молодых человека, которые представляются гостями соседей. У обоих на руках белые перчатки. Они предлагают хозяевам заключить пари — никто из них не доживет до утра, если не…
# «Красная пустыня»
Микеланджело Антониони, 1964
Какая бы музыка подошла к красному цвету? Цвету, в который окрашен фильм Антониони о Джулиане, что носит в себе страх одиночества и отчаянную тягу к любви. Здесь вы не услышите закадровых мелодий, режиссер использует новый подход к применению музыки. Она никуда не исчезла, но мы не слышим клавиш или скрипок, никаких нарастающих звуков, навязывающих изображению пафосность. Для Антониони использование музыки таким образом — это провокация у зрителя ожидаемой эмоциональной реакции, проблема, которая кроется в ее предсказуемости.
# «Сын»
Братья Дарденн, 2002
Еще один прочерк в графе «композитор» и практически лайф-съемка — камера буквально преследует главного героя, преподавателя по плотницкому делу. Чувствуя ответственность за своих юных «студентов», Оливье интересуется, в каких условиях они живут, и часто помогает дельным советом. Однажды к нему в школу записывается только что вышедший из тюрьмы Франсис, и Оливье узнает в нем убийцу собственного сына. Он принимает парня в подмастерья и неотрывно следит за ним. Что происходит в душе Оливье — можно только догадываться, особенно когда на фоне нет никакой музыки, которая подсказывала бы нам настроение героя.
# «Собачий полдень»
Сидни Люмет, 1975
Криминальная драма с Аль Пачино в главной роли открывается чуть слышной композицией, однако следующие полтора часа саундтреком к фильму будут служить выстрелы, телефонные гудки, споры и угрозы, от которых иногда хочется закрыть уши. Картина довольно напряженная, а сюжет всякий раз принимает неожиданный поворот — недаром фильм получил «Оскар» за лучший сценарий.