4 ноября, свой 47-й день рождения отмечает Мэттью МакКонахи — действующий обладатель «Оскара», звезда лучшего телесериала года «Настоящий детектив» и один из сотни самых влиятельных людей планеты по версии журнала Time.
Внимательно изучив резюме МакКонахи, мы нашли в нем три фильма, которые вы, возможно, не видели — а, пожалуй, следовало бы.
# «Звезда шерифа» (Lone Star), 1996


Автор «Звезды шерифа» Джон Сейлз — вероятно, наименее известный за пределами очень узкого круга поклонников дважды оскаровский номинант. Одну из своих номинаций, в категории «Лучший оригинальный сценарий», Сейлз заработал именно за «Звезду шерифа» — и, выудив фильм из торрентов или коробки с DVD-реликтами, в принципе понимаешь, чем.
Начинается все с того, что потомственный служитель закона Сэм Дидз (Крис Купер), чей покойный отец Бадди (МакКонахи) боготворим примерно всеми вокруг, начинает подозревать Бадди в убийстве коррумпированного и жестокого шерифа Чарли Уэйда (Крис Кристофферсон) — и это лишь одна из рассказываемых Сейлзом историй. Его неспешная, сложноподчиненная мистерия, напоминающая в равной степени нуар и вестерн, может похвастаться именитым актерским ансамблем, и хотя вклад в него МакКонахи ограничивается парой броских камео во флэшбеках, его герой стоит над душой фильма подобно Годзилле.
# «13 разговоров об одном» (Thirteen Conversations About One Thing), 2001


Спродюсированная, в числе прочих, экс-фронтменом R.E.M. Майклом Стайпом, эта промахнувшаяся мимо всех радаров драма — фильм, который в устах рассказчика похуже мог бы сильно раздражать. Чертова дюжина предваряемых афоризмами виньеток, в которых несколько героев из принципиально разных опер в итоге оказываются неразрывно связанными друг с другом, — все это мы видели уже не раз, и что-то путное из таких историй выходит далеко не всегда.
Но режиссер и сценаристка Джилл Шпрехер, написавшая «13 разговор» на пару со своей сестрой Карен, искусно лавирует между самостоятельно расставленными ловушками, работая в стилистике драматических фильмов Вуди Аллена (в свою очередь передиравшего в них Бергмана) и выходя к красивой концовке почти без потерь. Благодарить за это режиссер должна, в том числе, МакКонахи, играющего молодого юриста, который скрывается с места ДТП, после чего весь фильм проверяет свои взгляды на закон и порядок мучительными угрызениями совести.
# «Берни» (Bernie), 2011


Выбившемуся за последние три года в голливудские классики Ричарду Линклейтеру Мэттью обязан многим — например, первой из своих канонических ролей в «Под кайфом и в смятении».
Но не все знают, что с их коллаборации начался и так называемый McConaissance — заставшая мир врасплох и увенчавшаяся «Оскаром» серия актерских побед МакКонахи: сыграв в черной комедии «Берни», кого же еще, окружного прокурора — он заработал больше призов и номинаций, чем за предыдущие два десятка лет в профессии.
Как и еще один фильм Линклейтера с МакКонахи, «Братья Ньютон» о самых успешных в истории США грабителях банков, «Берни» — легкая драматизация невероятных фактов, в соответствии с которыми обаятельный гробовщик по имени Берни (Джек Блэк) подружился со стервозной старухой (Ширли МакЛейн), которую потом убил и девять месяцев держал в холодильнике.
Всепобеждающему обаянию Берни сопротивляется только герой МакКонахи, входящего в давно знакомый ему образ словно впервые — с патентованным остроумием и заразительным энтузиазмом.