Киллиан Мерфи — актер с патологически бездонными голубыми глазами, в которых уже пять лет тонут поклонники выдающегося британского телесериала «Острые козырьки». Рассказываем об этой и других ролях Мерфи, заработавших ему славу одного из самых гибких и хватких актеров современности.
«28 дней спустя» (2002)
Поступив на юридический, но бросив учебу на первом курсе, и поиграв в рок-группе, но отказавшись от контракта с рекорд-лейблом, Киллиан Мерфи переквалифицировался в актеры в конце 1990-х, а имя себе сделал под художественным руководством Дэнни Бойла, воскресившего моду на зомби в постапокалиптическом хорроре по сценарию Алекса Гарленда (автора «Пляжа» и будущего режиссера «Из машины» и «Аннигиляции»). Мерфи в «28 дней спустя» досталась главная роль — лондонского курьера, выбирающегося из комы, чтобы обнаружить, что миру настал кирдык.
НЕ ПРОПУСТИТЕ:
«Ночной рейс» (2005)
Через пару лет выяснилось, что Киллиану с его неотразимым, но несколько змеиным взглядом чрезвычайно идут не только роли героев, но и злодейские амплуа — как в этом компактном и местами глупом, но в остальном захватывающем триллере Уэса Крейвена («Кошмар на улице Вязов», «Крик»). Поначалу симпатичного (но сразу понятно, что двуличного) персонажа Мерфи зовут Джек(сон) Риппнер, и актер не отстает от имени — поочередно (а кое-где и одновременно) представая образцовым джентльменом и американским психопатом, терроризирующим героиню Рейчел МакАдамс.
«Завтрак на Плутоне» (2005)
Свою первую и все еще единственную номинацию на престижную заокеанскую кинопремию, «Золотой глобус» в категории «Лучший актер в комедии или мюзикле», Киллиан заработал ролью подкидыша Патрика, вырастающего в трансгендерную девушку по прозвищу Киттен, в трагикомедии его титулованного земляка Нила Джордан («Жестокая игра», «Интервью с вампиром»). Наряду с Мерфи, заняты в «Завтраке на Плутоне» и другие популярнейшие ирландцы Голливуда, от Лиама Нисона до Брендана Глисона, а также фронтмен Roxy Music Брайан Ферри.
«Ветер, который качает вереск» (2006)
Самым успешным независимым фильмом в истории ирландского кинематографа стала дюжину лет назад драма классика британского соцреализма Кена Лоуча. Выиграв для начала Золотую пальмовую ветвь Канн, история братских отношений на фоне войны за независимость Ирландии и последовавшей за ней Гражданской войны зацементировала реноме как Лоуча, так и Мерфи, получившего роль революционера Дэмиена О’Донована по итогам шести кинопроб и впервые примерившего головной убор, без которого его в последние годы невозможно представить.
НЕ ПРОПУСТИТЕ:
«Острые козырьки» (2013 — 2022)
Речь, разумеется, о телесериале «Острые козырьки», созданном многоопытным сценаристом («Грязные прелести», «Порок на экспорт») и режиссером («Лок») Стивеном Найтом и оказавшемся британской версией «Подпольной империи», где Киллиан испепеляет порохом и взглядом, избавляясь от грозных конкурентов под грандиозный саундтрек (состоящий в основном из песен Ника Кейва, Пи Джей Харви и Arctic Monkeys). Четвертый сезон прибавляющей на глазах гангстерской саги только что выиграл премию BAFTA как лучшее британское шоу года (опередив, в частности, «Корону»).
«Дюнкерк» (2017)
И, конечно, как тут не упомянуть хотя бы один фильм Кристофера Нолана — режиссера, покоренного талантом Мерфи одним из первых и снимающего его с тех пор при всякой удобной возможности. Прошлогодний военный эпос — их уже пятая коллаборация, оказавшаяся не только величайшим фильмом Нолана, но и ненавязчивым бенефисом актера, играющего второплановую роль безымянного солдата на стыке тихого шока и парализующей паники — эмоций, на которые завидный драматический диапазон Киллиана горазд в особенности.