На этой неделе в российский прокат выходит «Mamma Mia! 2» — сиквел хитового jukebox-мюзикла по мотивам еще более успешного бродвейского шоу. Сомневаясь, что новая «Mamma Mia!» перевернет чей-то мир, кинокритик выбрал лучшие из современных (не старше 2000 года) широкоэкранных мюзиклов, которые на это способны.
«Мулен Руж» (Moulin Rouge!), 2001


Визуальный стиль австралийца База Лурмана («Ромео + Джульетта», «Великий Гэтсби») — вещь на любителя, но в музыке он разбирается лучше многих: в саундтреке к его красивому и избыточному jukebox-мюзиклу о любви нищего писателя и куртизанки из титульного парижского кабаре поют Дэвид Боуи, Боно, Бек и кто только не. Фильм по этой части обходится силами актеров (во главе с наигравшей на оскаровскую номинацию и «Золотой глобус», но умеющей и петь Николь Кидман), ну а MVP тут, если верить Киноакадемии, жена режиссера Кэтрин Мартин, награжденная «Оскарами» за декорации и дизайн костюмов.
НЕ ПРОПУСТИТЕ:
«Чикаго» (Chicago), 2002


Если «Мулен Руж» доказал, что современный мюзикл в состоянии преуспеть в прокате, то «Чикаго» пошел еще дальше, выиграв полдюжины «Оскаров» (включая статуэтку лучшему фильму года) и возродив моду на подзабытый за границами диснеевской анимации жанр. Ничего удивительного: мало того, что бродвейский первоисточник — один из самых успешных мюзиклов в истории, так и адаптация его Робу Маршаллу удалась решительно на ура (тот оскаровский пул — один из лучших в этом веке). Семь лет спустя Маршалл пополнит сокровищницу жанра еще одним превосходным мюзиклом «Девять», но он досаднейшим образом провалится.
«Однажды» (Once), 2007
«Через Вселенную» (Across the Universe), 2007


Вдохновленная песнями The Beatles психоделическая мелодрама Джули Теймор (до дебюта в Голливуде ставшей первой женщиной, награжденной «Тони» за лучший мюзикл) была предметом серьезных разногласий еще на стадии постпроизводства, заметно недобрала в прокате и вызвала недовольство ортодоксальных битломанов (особое раздражение у многих вызвал Боно в роли доктора Роберта, не обошлось и без камео отличившейся у Теймор во «Фриде» Сальмы Хайек). Но будем откровенны: песни The Beatles не испортить никем и ничем, а необычный режиссерский почерк интереснее, чем его отсутствие.
«Ла-Ла Ленд» (La La Land), 2016


Дико успешный и повсеместно обсуждаемый мюзикл Дэмиена Шазелла угодил в Книгу рекордов Гиннесса с семью «Золотыми глобусами» и 14 номинациями на «Оскар», но пал жертвой раннего старта и политического климата, уступив в категории «Фильм года» «Лунному свету» и ограничившись «всего» шестью золотыми истуканами (в том числе режиссеру и Эмме Стоун). История наверняка докажет, что академики погорячились: взявшись за конфликт любви и творчества (и взяв пример с классических мюзиклов как голливудского, так и европейского происхождения), «Ла-Ла Ленд» врезается в память как безотлагательная классика — безотносительно того, хорошо ли поет Райан Гослинг.
НЕ ПРОПУСТИТЕ:
«Моана» (Moana), 2016


В какие бы кризисы ни впадал жанр (например, безоговорочно главным мюзиклом 2000 года оказалась «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера), на студию Walt Disney в этом смысле можно было положиться всегда. За последнюю декаду к ее уровню подтянулись и конкуренты («Делай ноги» и «Зверопой» — jukebox-мюзиклы на зависть мейнстримовому радио), но за голливудские золотые стандарты по-прежнему в ответе дом, который построил Уолт. Это и «Принцесса и лягушка», и «Холодное сердце», но в первую очередь «Моана», книгу песен которой сочинил создатель «Гамильтона» Лин-Мануэль Миранда.
«Величайший шоумен» (The Greatest Showman), 2017


Единственная проблема, которую современные мюзиклы решить пока не смогли, — это вызывающее, зачастую карикатурное безголосье играющих в них актеров-мужчин — достаточно вспомнить Рассела Кроу в «Отверженных» или Пирса Броснана в первой «Mamma Mia!». Явное, а потому заметное исключение — Хью Джекман, но объяснить победоносное шествие «Величайшего шоумена» в зимнем прокате им одним было бы неправильно (хотя и у чудовищных «Отверженных», где без Хью тоже не обошлось, со сборами все было неплохо). Тут же и превосходные песни, и эффектные декорации, и на редкость принципиальное отсутствие цинизма.