110 лет назад, 12 мая 1907 года, родилась Кэтрин Хепберн — одна из величайших и самая титулованная актриса прошлого века. Вспоминая единственную в истории обладательницу четырех актерских «Оскаров», посвящаем ей очередной выпуск рубрики о лучших людях в Голливуде и их отношениях с американской Киноакадемией.
Номинации: 12
«Оскары»: 4
«Оскар» №1: «Лучшая актриса»
(«Ранняя слава»), 1934
Шестой обладательницей «Оскара» лучшей актрисе Кэтрин Хепберн стала через считанные месяцы после своего голливудского дебюта — за роль мечтающей о лаврах бродвейской звезды провинциальной девушки. На той же самой церемонии в фаворитах ходила и следующая работа Хепберн, номинированная в трех категориях и награжденная за лучший сценарий драма «Маленькие женщины» (ее режиссер Джордж Кьюкор станет одним из ближайших друзей актрисы), но ничто не заставило Кэтрин явиться за ее призом лично (хотя своей победе она, если верить биографам, была страшно рада).
«Оскар» №2: «Лучшая актриса»
(«Угадай, кто придет к обеду?»), 1968


Пережив немало взлетов и падений, но упрямо отказываясь следовать голливудским правилам, своей следующей победы Хепберн ждала 34 года (проиграв за это время восемь раз). Сменить гнев на милость академиков заставил финал ее долгого (26 лет) и секретного (по крайней мере, для широкой общественности) романа со Спенсером Трейси. Помимо прочего, актеры снялись вместе в девяти картинах, последней из которых оказалась эта злободневная драма о черном докторе (Сидни Пуатье), собравшемся жениться на белой дочери (Кэтрин Хотон, племянница Хепберн) либеральных, но все равно преизрядно шокированных супругов в исполнении Спенсера и Кэтрин. Трейси умер через 17 дней после окончания съемок, и так и не заставившая себя посмотреть готовый фильм Хепберн всегда считала, что ее «Оскаром» наградили их обоих.
«Оскар» №3: «Лучшая актриса»
(«Лев зимой»), 1969


Больше Кэтрин не проигрывала, а рекордным третьим «Оскаром» ее озолотили всего через год, за бравурный перформанс в исторической драме об английском короле Генрихе II (Питер О’Тул), его неукротимой королеве Элеаноре Аквитанской (Хепберн) и их детях (одного из которых, Ричарда Львиное Сердце, сыграл вчерашний дебютант Энтони Хопкинс). Наиграв на статуэтку, Кэтрин стала соучастницей сразу трех оскаровских рекордов: кроме нее, дважды подряд в этой категории награждалась только Луиза Райнер, ну и ничья в ней — случай уникальный. Разделившая с Хепберн победу Барбра Стрейзанд («Смешная девчонка») вошла в историю своим «Здравствуй, красавчик», а за Кэтрин ее «Оскар» получал режиссер «Льва зимой» Энтони Харви.
«Оскар» №4: «Лучшая актриса»
(«На Золотом пруду»), 1982


Наконец, совсем уж беспрецедентный четвертый «Оскар» (из актеров любого пола больше двух раз за главные роли награждались только Кэтрин и — трижды — Дэниел Дей-Льюис) Хепберн заработала одним из своих последних фильмов, необыкновенно успешной драмой об одном лете из жизни пожилой пары (не остался без «Оскара» и Генри Фонда). Играя бойкую старушку, которая то поет, то прыгает в озеро, то побеждает собственный тремор во время особенно эмоционального монолога, 74-летняя Кэтрин в который уж раз доказала, что когда есть класс, можно обойтись и без диапазона. Класс Хепберн Киноакадемия отметила отчасти сентиментальным, но, как всегда, законным «Оскаром» — за которым актриса, разумеется, снова не пришла.
Поражения: За без малого полвека в поле зрения академиков Хепберн не только выигрывала, но и проигрывала — иногда по делу, порой не очень, зачастую другим легендам (Бетти Дэвис, Вивьен Ли, Ингрид Бергман). Неизменным оставалось одно: на церемонию Кэтрин не приходила — единственное исключение сделав в 1974 году, чтобы вручить почетный «Оскар» своему другу Лоуренсу Уайнгартену.


Роль, достойная номинации: В это непросто поверить, но в конце 1930-х Хепберн (наряду с Гретой Гарбо, Джоан Кроуфорд и еще десятком актрис) была припечатана ярлыком box office poison («яд для сборов»). Именно в это смутное время вышла блестящая эксцентричная комедия «Воспитание крошки» — ныне слывущая классикой, но тогда вниманием обделенная.
«Воспитание крошки»