18 августа свой день рождения отмечает Эдвард Нортон — выпускник Йеля и трижды оскаровский номинант, обладающий закулисной репутацией одного из самых сложных и заслуженной славой одного из лучших актеров Голливуда. Мы выбрали самые яркие роли именинника (среди которых, если что, практически нет проходных).
# «Первобытный страх» (Primal Fear), 1996


Мало чей голливудский дебют оказывался настолько запоминающимся: в 1996 году никому не известный актер появился сразу в трех хороших фильмах. Два из них, драму «Народ против Ларри Флинта» и мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя», сняли живые классики (Милош Форман и Вуди Аллен соответственно), но имя Нортону сделал третий, юридический триллер с Ричардом Гиром на пике славы. Угадав с ролью предположительно невинного юноши, обвиняемого в убийстве священника (ключевые слова — «раздвоение личности»), новичок не только переиграл Гира, но и наиграл на первую оскаровскую номинацию.
# «Американская история Х» (American History X), 1998


Вторая последовала практически незамедлительно и была еще более заслуженной: сыграв неонациста с трагической судьбой, Нортон пережил одну физическую и целую серию эмоциональных трансформаций, которых хватило бы на несколько фильмов. 21 марта 1999 года остается одним из самых позорных вечеров в истории американской Киноакадемии: мало того что один из лучших актерских перформансов всех времен, Джеффа Бриджеса в «Большом Лебовски», не удостоился даже номинации, так еще и его единственный достойный конкурент, Нортон, уступил Роберто Бениньи («Жизнь прекрасна»).
# «Бойцовский клуб» (Fight Club), 1999


Справедливости ради, известный своим независимым характером и непопулярными суждениями Эдвард не раз утверждал, что «Оскары» его интересуют в предпоследнюю очередь. Что немудрено: ведь без номинации остался и его звездный час — ненадежного (и безымянного) рассказчика в первой из образцовых экранизаций Дэвида Финчера, не испортившего и даже приукрасившего важнейший для контркультурной прозы 1990-х роман Чака Паланика. Сцена с избивающим себя Нортоном стоит всех вспышек гнева, которые тут учиняет Брэд Питт.
# «25-й час» (25th Hour), 2002


Умение обуздать эмоции в ситуациях, когда сюжетные обстоятельства к этому совсем не располагают, Нортона отличали всегда (его громкое назначение на роль Халка казалось в этом смысле более чем логичным), и «25-й час» — очередная тому иллюстрация. Сыгранная Эдвардом главная роль в лучшем из поздних фильмов Спайка Ли (по сценарию будущего шоураннера «Игры престолов» Дэвида Бениоффа) во многом перекликалась с эволюцией его же образа из «Американской истории X», еще одного преступника на пути к раскаянию, но вышла гораздо сдержаннее.
# «Травка» (Leaves of Grass), 2009


Неуспех «Невероятного Халка» и особенно скандальный шлейф, сопровождавший его производство (все попытки Нортона переписать историю его героя упирались в недовольство студии, на что актер ответил отказом участвовать в промоушне фильма), на некоторое время оставили его без крупных проектов. Нортон, впрочем, не возражал — спродюсировав, в частности, эту недооцененную трагикомедию, где его талант к экранному дуализму был понят как никогда буквально: Эдвард с видимым упоением играет обе главные роли, университетского профессора и его брата-близнеца, мелкого драгдилера.
# «Стоун» (Stone), 2010


Еще одной маленькой победой смутного для карьеры Нортона времени стала его живописная роль в этом — в целом проходном — психологическом триллере. В нем Эдвард пробуждает в себе внутреннего Гари Олдмана, играя титульного зека, рассчитывающего на условно-досрочное освобождение и манипулирующего необходимым для этого без пяти минут пенсионером в исполнении Роберта Де Ниро. С голливудской легендой Нортон сработался не впервые: декадой ранее они мерялись талантами в еще одном триллере «Медвежатник», оказавшемся последним фильмом Марлона Брандо.
# «Бердмэн» (Birdman), 2014


Кульминацией условного (с обязательной поправкой на то, что он никуда не уходил) камбэка Нортона стала его третья номинация на «Оскар» — за и впрямь блестящую (да еще и с приставкой «мета») роль в признанном академиками лучшим фильмом года «Бердмэне» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Играя большого бродвейского артиста, изобретательно портящего жизнь своему более известному, но не слишком уважаемому в театральных кругах режиссеру (Майкл Китон), Нортон является одним из главных украшений обоих актерских ансамблей — в которых, впрочем, хороши примерно все.