4 августа — день рождения выдающегося музыканта Луи Армстронга, чье исполнение What A Wonderful World сделало эту песню классикой. Мы выбрали еще несколько наиболее важных джазовых композиций в истории музыки.
# What A Wonderful World


Луи Армстронг
Изначально песня была предложена певцу Тони Беннету, но тот отказался. What A Wonderful World перешел к Армстронгу, в чьем исполнении стал своеобразным гимном и одной из самых узнаваемых песен в истории. С продвижением на родине, в США, первое время дела обстояли не лучшим образом: композиция не имела успеха, зато в Англии песня рекордно быстро достигла первого места в чарте.
Статус европейского хита никак не повлиял на интерес американского слушателя — песня болталась в национальном хит-параде на 116-й позиции. Ситуацию изменил фильм «Доброе утро, Вьетнам», вышедший на экраны в 1988-м; What A Wonderful World, там звучавшая, наконец-то стала шлягером.
# My Funny Valentine


Чет Бейкер
Главная тема мюзикла «Дети в доспехах» была написана Ричардом Роджерсом, одним из столпов американской музыки, человеком, ответственным за появление другого великого мюзикла — «Звуки музыки». Несмотря на успех бродвейской постановки, песне понадобилось восемь лет, прежде чем попасть на первое место в национальном чарте. У My Funny Valentine — не менее 1300 кавер-версий, и это если брать относительно известных артистов. Композицию перепевали и переигрывали Фрэнк Синатра, Элла Фитцджеральд, Майлз Дэвис и другие.
# I’ve Got You Under My Skin


Боно и Фрэнк Синатра
Еще один джазовый стандарт, ставший вечным хитом благодаря Синатре, и так же, как и My Funny Valentine, не сразу. При этом нельзя сказать, что у песни, написанной Коулом Портером, была неудачная судьба. После появления в 1936-м в мюзикле «Рожденный танцевать» I’ve Got You Under My Skin получила ряд престижных театральных наград и далее регулярно перепевалась заметными артистами. Однако лишь Фрэнк Синатра вывел песню в разряд супершлягеров на все времена. Впервые исполнив номер в 1946-м, Синатра впоследствии выпустил I’ve Got You Under My Skin на трех своих пластинках, последний раз — на Duets, изданной за пять лет до смерти. Спетая вместе с Боно и снабженная элегантным (а как иначе) видео, композиция обрела неизвестно какое по счету дыхание.
# Take Five


Пол Дезмонд и Дэйв Брубек
Самый коммерчески успешный джазовый сингл в истории музыки, Take Five — первый в жанре, написанный в размере 5/4. Проще говоря, революционная вещь, утвердившая сложные для массовой публики ритмы как норму. Знакома всем и каждому, так как часто используется в качестве радиоджинглов и заставок телепередач. Take Five впервые вышла на альбоме квартета Дэйва Брубека Time Out в 1959 году, ее автор — саксофонист ансамбля, ближайший друг и соратник Брубека Пол Дезмонд. Право получать отчисления за песню Дезмонд, не имевший наследников, передал Красному Кресту, в итоге последние каждый год становятся богаче на $100 000.
# Entertainer


Скотт Джоплин
Классический регтайм-номер, созданный чернокожим пианистом Скоттом Джоплином в 1902 году, вернулся в эфиры в первой половине семидесятых. Сначала Entertainer, выпущенный локальным джазовым лейблом на пластинке-антологии Джоплина, неожиданно стал коммерческим хитом: в 1970-м, в первый год после релиза, продалось 100 000 дисков, общий тираж в итоге перевалил за миллион. Спустя три года вещь появилась в оскароносном фильме «Афера» с Полом Ньюменом и Робертом Редфордом, прозвучала на церемонии вручения наград Киноакадемии, и, вырвавшись за пределы жанрового гетто, оккупировала основной хит-парад США, добравшись до третьего места.
# Summertime


Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд
Summertime — музыкальный номер из оперы «Порги и Бесс», созданной Джорджем и Айрой Гершвин по мотивам романа ДюБоса Хейварда «Порги». К широкой аудитории песня шла двадцать лет; несмотря на успех собственно оперы, массовое признание Summertime случилось в середине 50-х, после того, как ее записал дуэт Луи Армстронг-Элла Фитцджеральд. Экранизация романа Хейварда вывела творение Гершвина на новый уровень, сегодня Summertime — рекордсмен по числу кавер-версий, их даже больше, чем у Yesterday Маккартни.
# Let It Snow! Let It Snow!


Дин Мартин
Вечный рождественский шлягер, сочиненный в разгар лос-анджелесского лета 1945-го, стал таковым (то есть шлягером) с помощью Синатры и Дина Мартина. Кроме них, песню Сэма Кана перепело (и перепевает до сих пор) огромное число артистов. Так же, как и ряд других джазовых стандартов, обрел новую жизнь в наше время: если посмотреть на список кавер-версий, в последние двадцать лет их вышло значительно больше, чем во все предыдущие годы.
# Caravan


Дюк Эллингтон
Тема, которая, как считают многие, не только исполнялась оркестром Дюка Эллингтона, но и была им написана, на деле сочинена Хуаном Тизолом, тромбонистом ансамбля. Эллингтон в ходе записи немного «причесал» готовую вещь и сделал аранжировку. Изначально номер являлся инструментальным, позже к ней был написан текст.
«Караван» очень любили и любят джазмены (и не только), версий существует невероятное множество, от традиционных (Элла Фитцджеральд) до рокабильных и электронных. В СССР композиция также пользовалась популярностью, тем более что Эллингтон был другом Советского Союза.