Яндекс.Метрика

Программирование для детей. Что это и зачем оно нужно?

Автор

Рубрика

Поделись

Знакомьтесь. Это Лим Динг Вен. Он живет в Сингапуре. Ему 14 лет. И в его персональном резюме уже более 20 приложений, которые он сам написал для iPhone. Известно, что с помощью папы он сел за компьютер в два года, а первые «простенькие» программки уверенно создал в 7 лет, владея на тот момент пятью языками программирования. В 9 лет Лим Динг Вен выпустил знаменитый графический редактор Doodle Kids, который принес ему всемирную славу: для своих детей его уже скачали больше миллиона родителей.

Программирование для детей. Что это и зачем оно нужно?

Или другой пример. Шестиклассник Томас Суарес. Мальчик самостоятельно написал 5 приложений для iPhone и iPad и вместе с отцом организовал успешную компанию Carrot Corp. Теперь Томас еще и видный общественный деятель — хочет привлечь внимание учителей к открытиям их учеников. Ведь очень часто именно дети создают нечто, опережающее время.

Думаете, Лим Динг Вен и Томас Суарес — вундеркинды? Ничего подобного. Оказывается, и ваш ребенок так может.

В списке самых прогрессивных и креативных бизнесменов по версии журнала Forbes первую строчку занимает 24-летний Алекс Клейн. Его компания Kano — пионер в области обучения детей программированию. В 2012 году он изобрел первый компьютерный набор Kano, с помощью которого дети 6–7 лет могут самостоятельно собирать «железо», устанавливать софт, познают азы написания ­кодов для простейших игр, пробуют себя в создании сайтов и музыкальных треков. Клейн признается: ­вдохновлялся конструктором Lego.

PR-кампанией в поддержку углубленного компьютерного образования детей занимаются все мастодонты IT-индустрии. Доказательство — в ­начале декабря 2014 года в российских школах впервые прошла беспрецедентная акция «Час кода» — урок по программированию с помощью современных приложений Kodu от Microsoft и «Ам Ням» от ZeptoLab. В числе организаторов мероприятия, собравшего больше семи с половиной миллионов детей, значилась и такая влиятельная компания, как «Лаборатория Касперского».

Забегая вперед, скажем о девочках. Не женское это дело — программирование? Сама идея проводить национальные недели обучения компьютерной грамоте в начале зимы привязана к дате рождения — 9 декабря — выдающейся американской ученой-программистки Грейс Хоппер. Накануне этого события 17-летняя правозащитница из Пакистана Малала Юсуфзай, получившая в прошлом году Нобелевскую премию мира, записала видеообращение к девочкам всей планеты, призывая их участвовать в «Часе кода» и в со­здании технологий, изменяющих мир.

Что такое детское программирование, и зачем оно нужно?

Потому что гладиолус

Зачем детям программирование? Кто-то из блогеров спародировал в ответ старую кавээновскую шутку: «Потому что гладиолус». Намекая на абсурдность вопроса и очевидность ответа. Программировать с младых ногтей сегодня так же важно, как читать, считать и писать. И это вовсе не преувеличение. Мы живем в обществе, где каждый использует мобильный телефон, планшет и/или компьютер с массой веб-сервисов. Программирование — это современная форма познания мира. Практически все, что мы видим и до чего можем дотянуться, сделано с помощью компьютеров. Роботы потихоньку атакуют.

Нет, серьезно. Неудивительно, что детство становится цифровым. Это надо понять и принять. Ребенок должен обладать элементарной компьютерной грамотностью, даже если в будущем мечтает стать врачом, пожарным, продавцом мороженого, космонавтом, водителем трамвая, модным дизайнером, бизнесменом, «как папа», бухгалтером, «как мама», или бабушкой, «как бабушка».

«И как эксперт, и как отец я полностью поддерживаю инициативы по обучению детей программированию с самого раннего возраста, — говорит Сергей Голованов, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». — Для многих родителей уже не возникает вопросов о том, стоит ли учить своих отпрысков английскому или счету и письму до школы. Так и с программированием — уже сейчас этот навык можно отнести к базовым, а когда наши дети подрастут, он тем более станет абсолютно необходимым.

Еще один аргумент за: как эксперт по ­информационной безопасности, я вижу, что большинство проблем у пользователей возникает из-за их собственной неподготовленности или незнания элементарных правил поведения в интернете. Если ребенок будет с ранних лет обучаться этому — так же, как, например, он учится переходить дорогу на зеленый свет или не разговаривать с незнакомыми людьми, — то и хакерам в будущем будет намного сложнее».

Ням-ням ест леденцы

Если коротко и на пальцах. Программирование — это вид общения через набор команд. Сначала планирование, затем исполнение. Это способ взаимодействия. «Когда ребенок просит: «Налей мне сока, пожалуйста», это не что иное, как адресное обращение к кому-либо, чтобы получить что-либо. Именно это обращение в программировании мы называем командой, инструкцией, действием, — проводит параллели с бытовой жизнью Игорь Грессус, преподаватель, коуч и автор книги для детей «Яша учится программировать». — Мнение, что программирование — это что-то неразрывно связанное только с компьютером и ребенок должен до этого дорасти, ошибочно.

Детей можно обучать практически с любого возраста, причем для них этот процесс не будет ничем отличаться от других игр. Но вместе с тем — поможет лучше узнать современный мир, его устройство, а значит, найти свое место в нем». Более того, по словам специалистов, компьютерные языки даже помогают детям в изучении родного русского — они быстрее и легче схватывают правила, систематизируют информацию и очень точно применяют ее на практике.

Что такое детское программирование, и зачем оно нужно?

Программирование можно объяснить всего одним словом. Это творчество. Или «по-детски» — магия. Гарри Поттер отдыхает. Правильно составленный порядок слов в коде очень похож на волшебное заклинание. Стоит записать его в компьютере, и в нем оживают монстры, космические корабли летят от одной планеты к другой, эльфы встают на защиту Средиземья, Ням-Ням ест леденцы, а ниндзя разрезает фрукты. Стоит детям изменить параметры, «произвести заклинание», как образы мгновенно меняют цвет, форму, характер, поведение. Это ли не чудо? «Когда ребенок или взрослый начинает программировать, он ощущает себя творцом целой вселенной, так, как будто нет никаких преград на пути реализации самой смелой идеи или задумки. Это дорогого стоит.

Поэтому любой вид игры, который развивает творческие способности, развивает и программистское мышление, — рассказывает руководитель проекта «Программирование для детей» Грессус. И продолжает: — Вы не представляете, с какой скоростью меняются современные языки программирования. То, что 15 лет назад ­было новым, сейчас лишь вызывает улыбку профессионалов. Вы же не будете учить ребенка латыни для ­того, чтобы он потом лучше усвоил французский? Главное в обу­чении — поощрять творчество, умение мыслить образно, абстрактно и реализовывать это в какой-нибудь конкретной форме: рисунки, башни из кубиков, «Лего», даже куличики на пляже!» Лозунг маленького программиста: «Придумай — запланируй — сделай».

Планшеты и компьютеры — это уже следующий, вполне логичный шаг. Расскажите ребенку, что все его любимые игры кто-то придумал. Спросите, что он думает на этот счет. Может быть, есть идеи? «Своего маленького сына я сейчас учу работать с компьютерами на базе системы «Ардуино» — это что-то вроде конструктора, с помощью которого можно построить и запрограммировать, например, своего робота или любое другое устройство. Причем «Ардуино» создан специально для новичков, и мы играем с ним, как с обычным конструктором. При этом мой сын получает представление о принципах работы сложных систем и учится (пока что элементарному) программированию. Естественно, что обучение должно иметь простую и понятную маленьким детям форму — лучше всего в виде интересной игры», — рассуждает ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

Может ли раннее программирование быть вредным для ребенка? Сергей Голованов заключает: «Ну, разве что это не очень хорошо для зрения. Но наши дети и без того проводят часы за компьютерными игрушками или мультиками. Почему бы не заменить очередную Angry Birds на интересное приложение, обучающее программированию?».

 

Где и как ребенку научиться программировать?

www.programmingforkids.ru / раздел «Онлайн-кружок»

Для детей старше 8 лет. Ребенок узнает, что ­такое команды и их последовательность, ­синтаксис, ­на­учится исправлять первые ошибки, и все это в игровой форме, поощряющей творчество.

www.kpolyakov.spb.ru / раздел «Система «Исполнители»

Для детей от 11 лет. Отличный помощник в изучении нескольких компьютерных языков (С, Delphi, Python и другие) — система, придуманная ­Константином Поляковым.

www.scratch.mit.edu

Для детей от 8 лет. Ребенок сможет использовать ­любой из понравившихся проектов, просмотреть код и далее изменять его на свое усмотрение. Можно ­со­здать интерактивный рассказ, мультик или игру.

Приложение «Динозавр Дейзи»

Для детей от 5 до 8 лет. Чтобы заставить динозавра плясать под дудку, детсадовцы быстро и легко освоят основы логики программирования.

Приложение Alice

Для детей от 8 лет. Разработка ­Университета ­Вирджинии, названная в честь героини ­Льюиса ­Кэрролла, рассчитана на обучение програм­мированию ­именно девочек.

Приложение Codea

Для детей от 11 лет. Популярное приложение — отличный старт для учащихся, заинтересованных в со­здании игр, симуляторов и других визуальных проектов на iPad и для iPad.

Настольная игра Robot Turtles

Для детей от 3 до 8 лет. Игра от программиста Google Дэна Шапиро. Малыши даже не подозревают, что, раскладывая карточки с черепашками, они строят настоящие компьютерные алгоритмы.

Самодельная игра по програм­мированию для детей до 8 лет

Разрежьте лист А4 на 20 небольших прямоугольников. Вместе с ребенком придумайте любые пять команд. ­Например, «шаг прямо», «прыгнуть», «присесть», «лежать», «взять предмет в руки». У вас получится по четыре карточки с каждой командой. Попросите ­ребенка произвольно выложить из карточек некоторую последовательность и зачитайте ее вслух. По очереди выполняйте сложившую­ся цепочку действий. Иногда будет все получаться, а ­иногда карточки окажутся несовместимыми друг с другом. Скажем, нельзя ­лежать и после этого ­сразу ­прыгать, для начала нужно встать. ­

Отлично! Так ­ребенок изучает ­семантику только что придуманного вами языка программирования. Учится соблюдать границы. И выстраивать корректные предложения. Постепенно усложняйте задания, попробуйте использовать больше карто­чек и ­команд.

Источник

СОВЕТУЕМ К ПРОСМОТРУ:

Красавицы, ставшие прототипами героиням принцесс Диснея

Автор

Просмотров

Поделись